<<<<< Заключение экспертов. Катастрофа "Адмирала Нахимова"

Заключение экспертной подкомиссии
при правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств столкновения т/х "Пётр Васёв" с п/х "Адмирал Нахимов" Черноморского морского пароходства и кораблекрушения п/х "Адмирал Нахимов" на подходе к Новороссийску в широте 44о 36,15 сев.  долготе 37о 52,35 вост. в 23 час. 12 мин. 31 августа 1986 года

от 4 сентября 1986 года


Экспертная подкомиссия при правительственной комиссии под руководством председателя В/О "Мореплавания" Минморфлота т. Майнагашева Б.С. рассмотрела представленные документы т/х "Пётр Васёв", опросила 11 членов экипажа п/х "Адмирал Нахимов" и т/х "Пётр Васёв" (оба судна Черноморского пароходства), в том числе обоих капитанов, а также лоцмана ПРДС порта Новороссийск по случаю столкновения этих судов 31 августа 1986 года в 23 час. 12 мин. на подходе к месту встречи лоцманов порта Новороссийск в координатах: широте 44о 36,15' сев., долготе 37о 52,35' вост., приведшее к кораблекрушению п/х "Адмирал Нахимов" и гибели большого числа его пассажиров и экипажа и установила следующее:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

Пассажирский пароход "Адмирал Нахимов", построенный в 1925 году в Германии, капитально отремонтирован в 1957 году на судоверфи в ГДР, прошел последний плановый ремонт в 1985 году и доковый ремонт с сопутствующими работами в январе-апреле в 1986 году в порту Варна, НРБ. По состоянию на 31 августа 1986 года судно имело класс Регистра СССР и документы на годность плавания сроком до 30 ноября 1986 года. После завершения эксплуатации в IV квартале 1986 года в связи с моральным и возрастным износом планировался его вывод из строя транспортного флота ЧМП и списания с баланса пароходства

Технические данные п/х "Адмирал Нахимов"

1. Длина наибольная, м - 174, 3
2. Ширина, м - 21,02
3. Высота борта, м - 11,81
4. Осадка, м - 9,0
5. Тоннаж, БРТ, рег.т - 17053
6. Дедвейт, т - 7810
7. Мощность ГДВ, л/с - 2 х 4410
8. Скорость, уз. - 16,0
9. Пассажировместимость, человек - 1096

31 августа 1986 года в 22.00 п/х "Адмирал Нахимов", под командованием капитана дальнего плавания Маркова Вадима Георгиевича, будучи подготовленным во всех отношениях к предстоящему плаванию, отошел от причала N34 п. Новороссийск назначением на порт Сочи.
На борту находилось 884 пассажира, 346 членов экипажа и 4 члена семьи, всего 1234 человека.
Экипаж укомплектован в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, технические средства судовождения - в рабочем состоянии.
Судно отошло от причала и развернулось в акватории порта на выход с помощью машины и двух буксиров. В 22.30 п/х "Адмирал Нахимов" прошел ворота порта и лег на Новороссийские створы (154,2о). Дальнейшее плавание до выхода из зоны регулируемого движения орта Новороссийск осуществлялось под проводкой берегового поста регулирования движения судов (ПРДС).
На мостике находились капитан Марков В.Г., вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., рулевой - матрос I класса Смирнов Е.А. и впередсмотрящий-матрос II класса Вышаренко Ю.А.

В 22.20 ПРДС передал на п/х "Адмирал Нахимов" информацию о состоявшемся контакте по радиотелефону с подходящим к порту Новороссийск т/х "Петр Васев" и договоренности с ним пропустить п/х "Адмирал Нахимов".

В 22.47 после прохода траверза зеленого буя N1 Пенайской банки легли на курс 160о с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 минуты капитан Марков В.Г., проинструктировав вахтенного помощника, передал ему управление судном и ушел с мостика в радиорубку, затем в свою каюту, где по его словам, умывшись за рабочим столом читал книгу

После ухода капитана вахтенный помощник Чудновский А.Р. связался с т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, проинформировал о своем курсе 160 и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу п/х Адмирал Нахимов".

В 22.50 судно вышло из акватории порта Новороссийск.

В 23.00 п/х "Адмирал Нахимов" прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.

В 23.05 п/х "Адмирал Нахимов" вызвал т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, повторил просьбу - уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ.

Вскоре (около 23.06) вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса 1 кл. Смирнова Е.А. и дважды менял курс по 5о влево, еще просил по УКВ радиостанции т/х "Петр Васев" замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140 градусов и крикнул по радиотелефону: "Работать немедленно назад!", в 23.11 дал команду "лево на борт". Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.

В 23.12 произошло столкновение в точке с координатами... в расстоянии от берегов мыса Дооб 2,2 мили.


Балкер "Пётр Васёв" Черноморского морского пароходства, построенный в Японии в 1981 году под наблюдением Английского ЛЛОЙДА, имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 года, оборудованный современными средствами спутниковой навигации, системой радиолокационной автоматической прокладки (САРП) и другими современными техническими средствами судовождения, удовлетворяющий всем требованиям Международных Конвенций и Соглашений, ратифицированных СССР, укомплектованный квалифицированным экипажем, следовал из Канады в порт Новороссийск с грузом ячменя 28638 т. под командованием капитана дальнего плавания Ткаченко Виктора Ивановича.

Технические данные т/х "Петр Васев":

1. Длина наибольшая, м - 183,5
2. Ширина, м - 26,65
3. Высота борта, м - 15,05
4. Осадка в грузу, м - 10,75
5. Тоннаж БРТ, рег.т - 18604,51
6. Дедвейт, т - 32442
7. Мощность ГДВ, л.с. - 11400
8. Скорость, уз - 14,5

Т/х "Петр Васев" по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 01 сентября с.г.

31 августа 1986 года с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.

В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим; обороты винта 120 об/мин, скоростью 11,5 узла.

В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58о.

В 22.47 легли на курс 36о в точке - 44о 32,5 сев. широты, 37о 48,9 вост. долготы. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х "Адмирал Нахимов", который прошел буи Пенайской банки, его курсе 160о и о просьбе пропустить его.

В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х "Адмирал Нахимов".

Капитан Ткаченко В.И. встал к САРПу и начал работу с ним с целью оценки ситуации расхождения с п/х "Адмирал Нахимов". В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.

Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х "Адмирал Нахимов" заблаговременно.

Вахтенный помощник Зубюк П.А. производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х "Адмирал Нахимов" и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х "Адмирал Нахимов" прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии.

Однако, продолжая работать только с САРПом, капитан не обращал внимания на информацию вахтенного помощника, не менял скорости и курса. Судно следовало курсом 36о полным ходом со скоростью 11,5 узлов на опасное сближение с п/х "Адмирал Нахимов".

В 23.05 капитан Ткаченко В.И. после очередного обращения с п/х "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход до среднего, а затем в 23.07 до малого и в 23.07,5 дал команду "стоп-машина". Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.

В 23.10 дал команду "средний" и сразу - "полный назад", сопроводив его звуковым сигналом - 3 коротких гудка. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110о), скорость - около 5 узлов, руль право на борту.

Удар был нанесен в правый борт п/х "Адмирал Нахимов" в районе 90-110 шпангоутов верхней частью форштевня т/х "Петр Васев" выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторное и машинное отделения.

Корпус (бульб) т/х "Петр Васев" вошел в корпус п/х "Адмирал Нахимов" при курсе судна около 33о и примерно через 2 минуты вышел из него при курсе судна 110о, т.е. бульб развернулся в корпусе п/х "Адмирал Нахимов" на 77о и, возможно, при этом имел еще движение вдоль его корпуса. Таким образом, по экспертной оценке, на основании расшифровки курсограммы, размер пробоины составляет около 80-90 кв. метров.

Указанный разворот т/х "Петр Васев" происходил под действием поступательного движения п/х "Адмирал Нахимов".

Т/х "Петр Васев" в результате столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра, и пробоину бульба, с затоплением форпика. Подмочки груза не произошло.

Из-за значительной пробоины на п/х "Адмирал Нахимов" оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х "Адмирал Нахимов" из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х "Адмирал Нахимов", имея крен свыше 60о, затонул в координатах 44о 35,95' сев. широты, 37о 52,9' вост. долготы на глубине 47 метров.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ
после столкновения и кораблекрушения

В момент удара капитан п/х "Адмирал Нахимов" выбежал на мостик и объявил шлюпочную тревогу. Из-за затопления дизель-генераторов и обесточивания, тревога объявлялась голосом. Аварийный дизель-генератор включился, но через несколько секунд тоже выключился. Поэтому также не был подан сигнал SOS.

Из-за быстро увеличивающегося крена, с правого борта удалось спустить только 8 (из 24) спасательных плотов, а с левого борта  смогли спустить одну спасательную шлюпку и все имеемые надувные плоты. Пассажиры с возрастанием крена и погружением судна с помощью экипажа и самостоятельно прыгали в воду.

Капитан с рулевым и начальником радиостанции оставались на мостике до тех пор пока не оказались вместе с погружающимся судном под водой, а затем выброшенными на поверхность.

Капитан т/х "Пётр Васёв" Ткаченко В.И. после столкновения в 23.15 сообщил по УКВ в эфир, что он столкнулся с п/х "Адмирал Нахимов".

В 23.25 портнадзором дано указание всем судам, стоящим на рейде, спускать плавстредства на воду и следовать в район аварии для оказания помощи.

В 23.30 сообщено в АСПТР.

В 23.33 оповещен с целью оказания помощи оперативный дежурный пограничных кораблей.

В дальнейшем в кратчайший срок были направлены все имеющиеся в Новороссийском порту и п/п Геленджик суда в количестве 64 единиц разных ведомств и 18 летательных аппаратов.

Кроме этого в спасении людей приняли участие 11 гребных шлюпок, управляемых курсантами НВИМУ.

Первым в спасение включился т/х "Пётр Васёв", спустив две спасательные шлюпки и подобрав с воды около 70 человек, из которых 37 были подняты на борт своего судна, а остальные переданы на другие суда.

При этом отмечается, что в периоды 23.25 - 23.26 и 23.35 - 23.40 т/х "Петр Васев" работал машиной передним малым ходом и передвигался в районе плавающих в воде людей и плотов.

КВАЛИФИКАЦИЯ КАПИТАНОВ И СУДОВОДИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СУДОВ,
НАХОДИВШЕГОСЯ НА ВАХТЕ

1. П/х "Адмирал Нахимов".

- Капитан Марков Вадим Георгиевич, 1930 года рождения, член КПСС с 1958 г., образование - ОВИМУ-1954 г., инженер-судоводитель, начал работать в должности капитана в 1959 г., на п/х "Адмирал Нахимов" - с 10 октября 1984 года.

- Второй помощник капитана Чудновский Александр Рувинович, 1930 г.р., член КПСС с 1960 г., образование - Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С. Нахимова - 1953 г., начал работать в должности 2-го помощника капитана в 1962 г., на п/х "Адмирал Нахимов" - с августа 1980 г.

2. Т/х "Петр Васёв".

- Капитан Ткаченко Виктор Иванович, 1942 г.р., член КПСС с 1968 г., образование - Одесское мореходное училище - 1966 г, ОВИМУ - 1985 г., инженер-судоводитель, начал работать в должности капитана в апреле 1982 г., на т/х "Пётр Васёв" - с июля 1985 г.

- Третий помощник капитана Зубюк Петр Александрович, 1959 г.р., образование - Одесское мореходное училище - 1979 г., заочник 5 курса ОИИМФа, начал работать в должности 3-го помощника капитана с октября 1983 г., на т/х "Петр Васев" - с 28 мая 1986 г.

УБЫТКИ

1. Остаточная стоимость п/х "Адмирал Нахимов" полностью амортизирована.

2. Технические убытки по восстановлению т/х "Петр Васев" будут установлены по результатам дефектации и калькуляции работ.

Прочие убытки, связанные с кораблекрушением, будут определены по окончании аварийно-спасательных работ.

КЛАССИФИКАЦИЯ

На основании "Положения о порядке расследования аварий морских судов", утвержденного приказом ММФ № 43 от 12 февраля 1957 года пункт 4 раздела II данный случай классифицируется кораблекрушением.

ВЫВОДЫ

Экспертная комиссия, рассмотрев материалы, представленные капитаном т/х "Петр Васев" и опроса капитанов, членов экипажа обоих судов, пришла к следующим выводам по причинам столкновения и виновным лицам:

1. Техническое состояние и мореходные качества судов, оснащение их средствами судовождения, укомплектованность экипажа и квалификация командного состава позволяли осуществлять безаварийное плавание в любых навигационных суловиях.

2. Судоводители обоих судов допустили грубые нарушения  требований нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания, так как не предприняли своевременных и эффективных действий по предотвращению чрезмерного сближения судов, создали аварийную ситуацию, не выолнили маневра последнего момента, что привело к столкновению и кораблекрушению парохода "Адмирал Нахимов" с гибелью большого числа людей.

3. Капитан т/х "Петр Васев" Ткаченко В.И. допустил чрезмерно опасное сближение судов, пренебрег данными визуальных наблюдений вахты на мостике и обращения к нему вахтенного помощника п/х "Адмирал Нахимов", не выполнил своих заверений уступить дорогу, упустил время для осуществления маневра по безопасному расхождению судов, проявил неоправданную самонадеянность и халатность в управлении судном.

4. Капитан п/х "Адмирал Нахимов" Марков В.Г. в условиях сближения с другим судном, не согласовав лично с капитаном т/х "Петр Васев" порядок расхождения, преждевременно покинул мостик. Не проконтролировал действия вахтенного помощника при сближении и расхождении судов. Проявил самоуспокоенность и безразличие к событиям на мостике.

5. Вахтенный второй помощник капитана п/х "Адмирал Нахимов" Чулновский А.Р. не докладывал капитану о развивающейся опасной ситуации, упустил время безопасного расхождения с т/х "Петр Васев" и неправильно маневрировал в последний момент перед столкновением.

6. Лицами, виновными в кораблекрушении являются:

6.1. Капитан теплохода "Петр Васев" Ткаченко В.И. нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 60, 63(03), 94); Международные правила предупреждения столкновения судов (правила 2, 5, 6(а) (III), 7(а), (с)), что привело к кораблекрушению с гибелью людей.

6.2. Капитан п/х "Адмирал Нахимов" Марков В.Г. нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 60, 63 (03), (05), 94); Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (пп 2.2.2; 5.4.4; Международные правила предупреждения столкновения судов (правила 2, 7(а)), что способствовало кораблекрушению и гибели большого числа людей.

6.3. Вахтенный помощник капитана п/х "Адмирал Нахимов" Чудновский А.Р. нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 90, 402, 408(07), 412); Правила предупреждения столкновения судов (правила 8(а), (в)); Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (п. 2.4.7), что привело к несвоевременному маневрированию для избежания столкновения.

Приложения к заключению:

1) Справка Гидрометеобюро (страница 1),(страница 2)
2) Расшифровка курсограммы т/х "П. Васев"
3) Объяснение капитана т/х "П. Васев" Ткаченко В.И.
4) Объяснение капитана п/х "Адмирал Нахимов" Маркова В.Г.
5) Выписка из вахтенного журнала ИПН № 115
6) Выписка из вахтенного дурнала № 83 ПРДС п. Новороссийск
7) Акт проверки техсостояния радионавигационной аппаратуры т/х "П. Васев"
8) Акт проверки состояния электронавигационной аппаратуры т/х "П. Васев"
9) Судовой технический акт о повреждениях т/х "П. Васев"
10) Экспертная оценка причин затопления п/х "Адмирал Нахимов" (страница 1, страница 2, страница 3)
11) Протокл опроса капитана п/х "Адмирал Нахимов" Маркова В.Г. от 01 сентярбя 1986 г.Протокол опроса капитана п/х "Адмирал Нахимов" Маркова В.Г. от 02 сентября 1986 г.
12) Протокол опроса второго механика Чалого В.С.
13) Протокол опроса электромеханика Гладкова А.И.
14) Протокол опроса электрика Колесникова В.Н.
15) Протокол опроса матроса Смирнова Е.А.
16) Протокол опроса матроса Вышаренко Ю.А.
17) Протокол опроса капитана т/х "П. Васев" Ткаченко В.И.
18) Протокол опроса 3 помощника Зубюка П.А.
19) Протокол опроса Русина В.Г.
20) Протокол опроса 4 механика Корнева А.А.
21) Протокол опроса боцмана Горбара Г.М.
22) Протокол опроса лоцмана ПРДС Горбунова И.А.

Председатель В/О "Мореплавание - председатель комиссии Майнагашев Б.С.

Члены подкомиссии:
1. И.О. Заместителя ЧМП по безопасности мореплавания - Лютый В.Т.
2. Капитан-наставник ЧМП Сторожев О.Г.
3. Механик-наставник ЧМП - Тихонин В.Л.
4. Зам. начальника Э/О АСПТР ЧМП - Краснянский Ф.П.
5. Зам. начальника НМП по мореплаванию - Федченко Г.Н.
6. Капитан Новороссийского морского торгового порта - Попов Г.Л.
7. Капитан-наставник НМП - Петраков А.И.
8. Зав. лабораторией строительной механики ОИИМФ профессор - Козляков В.В.
9. Доцент кафедры "Судовождение" НВИМУ к.т.н. - Удалов В.И.
10. Зам. главного штурмана Черноморского флота капитан 2 ранга - Кучин Б.Г.
11. Начальник Инспекции безопасности мореплавания Северо-Восточного района Азово-Черноморского бассейна - Мельник В.М.
12. Главный технический инспектор труда ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота по Черноморскогому бассейну - Степанов Е.М.



COM_CONTENT_LAST_UPDATED