<<<<< Свидетельства очевидцев до столкновения. Катастрофа "Адмирала Нахимова"

Свидетельства очевидцев
события до столкновения судов


М.Б. Кравцов, дежурный по морвокзалу:

Сидя в своем кабинетике, Михаил Борисович взглянул на часы и в полном соответствии со своей должностной инструкцией пошел на причал проводить "Нахимова". Было 22 часа.
Празднично и чуть таинственно отражались в засыпающей бухте многочисленные огоньки. Вокруг парохода их было особенно много, неспокойная вода расслаивала, оживляла их, и тогда казалось, что по поверхности скачут озорные светляки. "Бьется в тесной печурке огонь,- донеслось с палубы,- на поленьях смола, как слеза"... Михаил Борисович даже заслушался, так хорошо и свободно лился сильный, нежный мужской голос. "Интересно,- пластинка или самодеятельность?" - подумал дежурный. Пока заканчивалась отшвартовка, он еще успел послушать ненаглядную "Смуглянку". Совсем на душе хорошо стало. В двадцать три ноль ноль, как всегда, закрыл все двери вокзала. До полуночи дежурит милиция, но у них отдельный вход. Михаил Борисович записал время отхода "Адмирала Нахимова" в журнал, устало провел рукой по лицу. Посмотрел на замершие рядом шесть телефонов, по обыкновению урчащую в соседней комнате радиостанцию. Тишина...

В.Г. Марков, капитан п/х "Адмирал Нахимов":

В 22 часа мы отошли от причала. После прохождения буев Пенайской банки я передал управление судном вахтенному помощнику Чудновскому. Ушел в каюту. Посмотрел в иллюминатор: судно справа не увидел, задернул шторы и пошел мыть руки. Затем сел читать роман "Воспламеняющая взглядом". Это об экстрасенсах. Вскоре услышал три коротких гудка. Минуты полторы я подумал: чьи они? Решил, что подавать их может только "Петр Васев". Я сразу выскочил на мостик, надевая на ходу рубаху и бросился на правое крыло. Увидел большое судно, идущее на нас...

И.А. Телес, пассажир п/х "Адмирал Нахимов":

(цит. по Д. Чапкис "Гибель "Адмирала Нахимова")

Когда судно отошло от причала, он направился в кормовую часть палубы "Б", в бар "Варна". Сев за столик, некоторое время отдыхал, разглядывая красивый интерьер бара. Вдруг главные двигатели судна были остановлены. Люди, сидевшие в баре, бросились к иллюминаторам посмотреть, что случилось. Потом все успокоились, расселись по своим местам, ибо ничего страшного не произошло: с катера, догнавшего "Нахимов", на его борт был принят один человек. Машины судна начали набирать обороты, и происшествие постепенно заслонялось другими вечерними заботами и делами.

Из протокола допроса капитана п/х "Адмирал Нахимов" В.Г. Маркова:

Вопрос: Чем отличается отход из Новороссийска от отхода из любого другого порта в части подготовки к рейсу?

Ответ: Ничем. На судне находился обычный экипаж, многие из которых долгое время работали на этом судне. Вахту нес 2-й помощник капитана Чудновский А.Р. Судно было полностью подготовлено на отход и для плавания в сложных навигационных условиях. Все механизмы и системы были проверены и находились в рабочем состоянии. Были приняты все меры безопасности. Еще раз повторяю, рейс ничем не отличался от обычного. Все навигационные приборы работали нормально.

Вопрос: Какова была скорость вашего судна?

Ответ: До буев ограждения Пенайских банок скорость судна была 6-7 узлов, после буев - до 10 узлов.

И.А. Горбунов, дежурный лоцман ПРДС:

В 21.35 перед отходом п/х "Адмирал Нахимов" вышел на связь с "Новороссийском-5" (портнадзор) и "Новороссийском-17"(ПРДС). Запросил у портнадзора 2 буксира и у Поста разрешения на отход в 22.00. Я спросил его: куда он идет? Ответ - в Сочи. Дал "добро" на выход. В 22.00 п/х "Адмирал Нахимов" отошел от причала № 34. Во время разворота п/х "Адмирал Нахимов" в акватории порта около 22.15 меня вызвал на УКВ радиосвязь т/х "Петр Васев" и уточнил время прибытия в точку встречи лоцманов в 23.20, и в это же время портнадзор запросил у т/х "Петр Васев" данные судна: длину, ширину, осадку, груз, рейс. При связи я сообщил т/х "Петр Васев" следующее: "Из порта выходит пассажирский п/х "Адмирал Нахимов", который заканчивает разворот. ПРОШУ пропустить "Адмирала Нахимова" на выходе. Т/х "Петр Васев" ответил: "Ясно, пропустить"...
В 22.30 он проходил ворота порта и вышел тут же на связь, доложив мне: "Прошел ворота", и спросил: "Что у нас на створах и на рейде?" Я ответил, что на створах и на рейде сейчас движения нет, но на подходе с Босфора идет т/х "Петр Васев". Он предупрежден о Вашем выходе и пропустит Вас. П/х "Адмирал Нахимов" ответил: "Ясно!" Больше он у меня другой информации о т/х "Петр Васев" не спрашивал.

САРП

Из протокола допроса капитана т/х "Петр Васев" В.И. Ткаченко, 1 сентября 1986 г.:

Вопрос: Когда судно было подготовлено к плаванию в системе разделения движения судов?

Ответ: Приблизительно в 21.35 (по судовому времени -прим. авт.) уже следовали в режиме маневренном курсом 63 град., затем в 21.47 повернули на МК=36 град. Первая связь с ПРДС была установлена за 2 с половиной часа до подхода. Рекомендовали связаться с ним, когда подойдем поближе. Сообщили ПРДС о своем входе в систему разделения движения. ПРДС в свою очередь сообщил, что из порта выходит п/х "Адмирал Нахимов".

Вопрос: С какого момента Вы были на мостике и когда взяли управление судном на себя?

Ответ: В 21 час с минутами я был на мостике, затем на короткое время спустился в каюту. Поднялся на мостик примерно в 21.40 и взял управление судном на себя.

Вопрос: Каков был состав ходовой вахты?

Ответ: Вахтенный 3-й помощник, рулевой и впередсмотрящий.

Вопрос: Работал ли САРП?

Ответ: Да. Данные, выдаваемые САРПом, снимал сам. САРП указывал на расхождение с судном в 2 мили, 3-й помощник следил за пеленгом, который увеличивался значительно. В работе САРПа был уверен

П. Зубюк, третий помощник капитана т/х "Пётр Васёв":

Меня начинало тревожить спокойствие капитана. Почему он ничего не предпринимает? Нас вызвал на связь снова "Нахимов" и в очередной раз спросил, будем ли мы его пропускать. Я переспросил капитана и передал его слова, что будем.
...Через 7 минут...
Капитан в это время находился у телеграфа и уже перевел ручку телеграфа сначала на "средний", а затем и на "самый малый". С парохода спросили, застопорили ли мы машину. "Ответь им, что застопорили",-с некоторым раздражением ответил капитан и при этом застопорил машину.
Капитан связался с машинным отделением и попросил прибавить оборотов, сколько возможно. Машина работала уже на задний ход. Последовала запоздалая команда "Право на борт", но судно с отрабатывающей назад машиной уже не слушалось руля...

В.И. Ткаченко, капитан т/х "Петр Васев":

Я решил, что пароход остановился, чтобы спустить лоцмана. Но пароход отвернул вправо.
Моя вина... Я должен был изменить ход. Но я считал, что поскольку вектор относительного движения проходит по корме, то мы нормально разойдемся.
Зубюк доложил мне: пеленг уменьшается медленно. Я спросил, берет ли он пеленг по одной и той же части корпуса "Нахимова". "Я беру переднюю часть надстройки", - ответил Зубюк. Я считал, что "Нахимов" следует по створам и подумал, что пароход уменьшает скорость. Запросил через Зубюка: "Куда идете и ваша скорость?" ...Я не знал куда идет "Нахимов" - в Одессу или на Кавказ. Диспетчер не сообщил. Под действием настоятельных требований вахтенного помощника с "Нахимова" стал стопорить ход. Поставил ручку телеграфа на "средний-вперед" и позвонил в машинное отделение: "Двигатель придется останавливать пусковым воздухом и давать реверс". ...После "средний-вперед" я дал "стоп". Затем "малый-назад", "средний-назад", "полный-назад". ...Как только винт заработал назад, я дал три гудка. Оставалась минута... Пароход продолжал следовать перпендикулярно нашему курсу. Первый удар - я видел - пришелся ближе к корме по фальшборту.

Из протокола допроса капитана п/х "Адмирал Нахимов" В.Г. Маркова, 02 сентября 1986:

Вопрос: 2-й помощник без Вашего ведома менял курс со 160* до 140* через 5*. Вы, находясь в каюте, не наблюдали по репитеру (от англ. repeator - повторитель, прибор дублирующий показания гирокомпасса на мостике - автор), что меняется курс, и Вы не захотели проверить почему?

Ответ: Изменение курса по репитеру не наблюдал, знал, что при всяком изменении курса вахтенный помощник обязан доложить об этом. В практике и раньше при каждом изменении ситуации и курсов вахтенный помощник докладывал мне об этом.

Вопрос: В каюте Вы были один или кто-то был из членов экипажа или из гостей?

Ответ: В каюте был один. Дверь из каюты всегда открыта в коридор.

Вопрос: Что делали в каюте? Не были ли больны?

Ответ: Я до этого был болен. Сейчас нет. В каюте умылся, обтерся по пояс.

Вопрос: На это времени много не уйдет. А остальное время?

Ответ: Сидел за рабочим столом в салоне, читал книгу "Воспламеняющая взглядом". Книга в "Звезде".

Вопрос: От Вашего места репитер где находится?

Ответ: Слева вверху за шкафом. Из-за стола я его не мог увидеть.

Вопрос: Репитер не зуммерит?

Ответ: Работает тихо, без шума.

Вопрос: По поведению репитера Вы не могли насторожиться?

Ответ: Нет

Е.А. Смирнов, матрос 1 кл. на п/х "Адмирал Нахимов":

..По выходу из порта на руле стоял старший рулевой Середа И.Ф., прошли ворота, я заступил на руль, принял курс 155*. Примерно в 22.25. Вышли на буи, на створе у буев был курс 156*. После буев курс капитан дал 160*. В этот момент капитан задал обороты, дал курс и ушел с мостика. До этого он получил сообщение, что к Дообу подходит судно "Петр Васев", но он не должен Вам мешать. Я его видел, до него было около 5-7 миль. Я на него брал пеленг. Я видел бортовой красный и 2 топовых четко. Сообщение поступило от "Новороссийска-17".
В 23.00 штурман сказал мне сдать руль Вышаренко. Я вышел на правое крыло и внимательно посмотрел на судно. Штурман сказл, чтобы я поставил пеленг на это судно. Расстояние до него было около 5-7 миль. Продолжал его пеленговать. Обнаружил, что пеленг меняется влево. Видно, что судно идет на пересечку. Я доложил штурману: пеленг меняется влево, мы сближаемся. Штурман вызвал судно на связь. За две минуты пеленг изменился на 2*. Связался с "Петром Васевым", спросил: "Ваш курс, ваши действия?". Повторил раза четыре. Ему не отвечали. Я встал на руль, Вышаренко впередсмотрящим, курс принял 160*. От смены руля и снова до заступления прошло 5-6 минут. Последовала команда - лечь на курс 155*, и в это время вышел на связь "Петр Васев". Лечь на курс 155* мне потребовалось несколько секунд. Штурман "Петра Васева" сказал - идем курсом 36*, скоростью 12,5 узлов. Наш вахтенный помощник спросил: "Вы можете нас пропустить, так как у нас на борту 1000 туристов и наш курс 155*, нет, он сказал - 160*"
Опять же возмутительно долгое молчание, потом вахтенный помощник "Петра Васева" сказал: "Идите!"
Наш спросил: "Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?". Опять же долгое молчание и ответ: "Да, можете идти". "Петр Васев" был впереди траверза. Штурман дает мне новый курс - 150*. Не могу вспомнить, сколько все это заняло времени.
Наш штурман снова вышел на связь. О чем они говорили, не помню, кажется, чтобы "Петр Васев" сбавил обороты или застопорил ход. И опять же штурман спросил: "Вы пропустите нас?" Но голос его уже был тревожный. И опять ответ: "Идите". Мне было видно, что мы сближаемся, судно уже близко, но опасности столкновения не было. Штурман дает указание лечь на курс 140*, что я и сделал. Я помню, что я не успел доложить, как штурман крикнул: "Лево на борт!". Александр Рувимович крикнул по УКВ "Петру Васеву" - "Работать назад немедленно!" Ответили: "Даем задний ход"...

В.Г. Марков, капитан п/х "Адмирал Нахимов":

Я услышал 3 коротких сигнала тифоном, поднялся на правое крыло мостика и сразу произошел удар...


В.И. Ткаченко, капитан т/х "Пётр Васёв":

...Пеленг менялся значительно, но на подходе п/х "Адмирал Нахимов" к ограждению Пенайских банок пеленг на него стал меняться медленнее, а линия относительного движения пошла вправо по движению судна, его вектор потянуло к носу, но изменение ракурса его топовых огней не наблюдал, т.е. ракурс огней не менялся. Видимо, была изменена скорость, у меня возникли сомнения в его курсе. Запросил через 3-го помощника п/х "Адмирал Нахимов", какой у них курс сейчас и какой будет следующим.Ответили - 160*. Возникли сомнения, что п/х "Адмирал Нахимов" отрабатывает задним ходом. Я ИМЕЛ ЗАПАС ПО ДИСТАНЦИИ И МОГ ОСТАНОВИТЬСЯ В ЕЕ ПРЕДЕЛАХ . Длина тормозного пути моего судна 1800 м. Дал машине "стоп". Вал с винтом по инерции продолжал вращаться на передний ход...
В расстоянии около 1 мили (*1852 м) от п/х "Адмирал Нахимов" я понял, что надо давать задний ход и сделал это. В расстоянии 2-4 кабельтовых (*370,4 м - 740,8 м) дал команду "право на борт", но из-за ветра и малой скорости, которая по моей оценке равнялась 3 узлам, а по оценке 3-го помощника - 5 узлам, судно вправо не пошло..

П. Попов, первый помощник капитана т/х "Пётр Васёв":

В этом рейсе все складывалось как нельзя лучше. В канадском порту Бекомо мы взяли 28600 тонн ячменя, 800 тонн были сверхплановые. При подходе к порту экипаж занялся самодосмотром, которым руководить было поручено мне. В каюту то и дело заходили моряки, докладывали о результатах этой работы. И вдруг я почувствовал сильную вибрацию судна. Это означало, что был дан полный задний ход. Я бросился к иллюминатору и увидел вдалеке залитый огнями город. Подсознательно почувствовал, что обстановка неординарная, и быстро взбежал на мостик. Прежде я оказался в штурманской, где увидел склонившегося над картой штурмана, он был возбужден и спешно наносил на карту обстановку. Через рулевую рубку я прошел на правое крыло мостика и взял бинокль. Я был без очков и поэтому только теперь увидел приближающееся по левому борту судно с сотнями огней. До нас доносилась музыка, люди танцевали, гуляли по палубам. Они с любопытством смотрели на приближающийся к ним балкер, затем лица их застыли в недоумении, и затем ужас охватил их, и они бросились к противоположному борту...

В. Русин, старший механик т/х "Петр Васев":

Как только машина была переведена на маневренный режим работы, то есть в 21:45, я спустился в машинное отделение. До 23:05 мы шли маневренным ходом. И только лишь в это время последовал первый реверс "передний средний", через три минуты - "передний малый" и почти одновременно "стоп". Капитан позвонил по телефону и сообщил, что будем работать на задний ход. Через две минуты последовала команда "задний средний" и сразу же "задний полный". А спустя две минуты мы почувствовали двойной толчок. Через минуту была объявлена тревога, а еще через две последовала команда "стоп". Я подумал, что мы ели на мель, но пришел электромеханик и сказал, что столкнулись с судном, а в 23:20 в машину спустился 4-й помощник капитана В. Краснюк и сказал, что судно, с которым мы столкнулись, затонуло...

П. Тураносов, буфетчик на п/х "Адмирал Нахимов":

В Новороссийске стояла чудесная погода, летняя. Отошли мы в десять часов вечера. Ничего не предвещало тому, что может случиться такое...Я в это время находился на работе, в моем баре было очень много людей, люди отдыхали, веселились...

М. Г. Лившиц, пассажир:

Это был мой седьмой круиз. Тот день проходил особенно весело. На палубе устроили вечер для ветеранов. Сначала был концерт, потом поздравляли всех с Днем шахтера, и начались танцы. Мы с двоюродным братом Владимиром гуляли по палубе. Потом спустились в каюту, хотели уже спать ложиться. И тут- сильный удар...

М.В. Карпов, лоцман на ЛК-90:

Запросили мы у Поста - где "Васев", где "Нахимов"; мы подходили уже ближе к буям, "Нахимов" прошел буи и лег на курс. Все горело у него - как пассажирский теплоход - все горело, играла музыка... Настроение, видно, было у команды и пассажиров хорошее. Теплое лето заканчивалось, он шел на Кавказ. Нам Пост ответил, что идет "Васев",- "Васев" уступает дорогу "Нахимову"... Потом, минуты через 3-4 "Васев" вышел на связь доложил, что столкновение произошло и "Нахимов" утонул.

С.И. Сапожников, матрос п/х "Адмирал Нахимов":

...В 22 часа прозвучало: «Палубной команде аврал, занять места по швартовому расписанию». Но сам отход задержался на пол часа из-за опоздания какого-то важного пассажира. И вот, отданы швартовые, буксиры помогли отойти судну от причала, и пароход стал медленно набирать ход. Нас, матросов, еще долго не отпускал второй помощник капитана Чудновскин. Его вахта длилась с 20 до 00 часов, и время шло в его пользу, на мостик он явно не спешил. И, как показали дальнейшие события, лучше бы он там и не появился бы в тот вечер. После аврала мы с друзьями переоделись, и, как обычно, собрались на кормовой палубе, где играла музыка и танцевали пассажиры. Пароход светился многочисленными огнями, огромный плывущий остров, который виден за многие мили ночного моря. Я с товарищем стоял у бара и пил кофе. На минуту я вспомнил, что забыл в каюте ключи от кормовой аварийной партии. В мои обязанности входило по тревоге открыть и выдать аварийное имущество. Но вскоре я забыл о тревогах, наслаждаясь музыкой и ви¬дом танцующих пар... (цит. по: газета "Комсомольская правда - Ярославль", 31.08.2007)



COM_CONTENT_LAST_UPDATED