Экспедиция МЧС России
октябрь, 1997 год
...31 августа 1986 года "Адмирал Нахимов" взял с собой в последний рейс 570 тонн флотского мазута и 40 тонн солярки для вспомогательных дизелей. В результате столкновения в первые часы катастрофы из танков левого борта вылилось 30 тонн мазута и почти весь запас легкой солярки. В 1987 году вторая экспедиция к затонувшему судну с помощью специально разработанной фрезы с паровым разогревом откачала 95-98% из танков левого борта. Около 150 тонн мазута на правом борту остались недоступными из-за крена в 75 градусов. ...Со временем судно могло изменить свое положение на дне в результате особенно сильных стихий, произошедших в Новороссийской бухте в ноябре 1993 и в декабре 1997 года (в 1997-м северо-восточный ветер (норд-ост) был около 50 м/с). Для исследования судна и его положения на дне пригласили военных водолазов из Севастополя. Некоторые из них принимали участие в спасательных работах на "Адмирале Нахимове" осенью 1986 года. В работах так же принимали участие и специалисты по подводным съемкам из сочинского ТОО "Тритон".
Выдержки из акта водолазных работ экспедиции:
Погрузились на глубину 50 метров. Объект лежит на грунте с креном 15-20 градусов на правый борт. Толщина обрастания бортов от 5 до 10 см. Корпус судна сильно разрушен, весь в пробоинах. Около 90% иллюминаторов разбиты. Через них из люка машинного отделения замечены выходы ГСМ (горюче-смазочных материалов). На поверхности воды отмечены характерные пятна ГСМ.
Откуда в корпусе парохода появилось так много пробоин? Ведь от столкновения с "Петром Васевым", "Адмирал Нахимов" пострадал гораздо в меньшей степени. Оказывается, при извлечении тел погибших, спасатели вынуждены были взрывать заклинившие двери кают. А потом с помощью взрывчатки пришлось срезать мачты и другие выступающие части судна, чтобы они не мешали судоходству. Глубина от поверхности воды до верхней точки затонувшего "Нахимова" составила после этого 30 метров, что позволяло совершенно безопасно проходить в этом месте сухогрузам и танкерам. От сильных взрывов и образовались в обшивке корабля дыры различных размеров и повылетали стекла из иллюминаторов (в конце концов их просто могло раздавить давлением).
Вот из этих отверстий и вытекают в море горючесмазочные материалы. Утечка ведет из правой части судна. Они о себе напомнили спустя 11 лет после катастрофы... Однако, предположение о том, что покоящийся на дне Цемесской бухты пассажирский пароход "Адмирал Нахимов" сбрасывает в море мазут, остались лишь предположениями. Экспедиция Минтранса и МЧС России показала: массированного выделения нефтепродуктов не выделяется. Анализы более 150 проб воды и грунта в Цемесской бухте говорят о том, что уровень углеводородов в непосредственной близости от "Адмирала Нахимова" не превышает обычный, фоновый... Сразу после гибели парохода родилась техническая идея возвести над "Нахимовым" курган. Для закрепления грунта предполагалось сплести из миллиона отработанных автопокрышек каркас. Прикинули: стоимость этого проекта чуть ли не дороже поднятия самого судна на поверхность. Тогда, в 1987-м посчитали, что такая трата несовместима с госбюджетом...Сейчас же о судоподъеме и не приходится думать.
..."Адмирал Нахимов" лежит на правом борту, постепенно выпрямляясь и зарываясь в слой ила. 65 человек, которых так и не удалось достать из недр судна до сих пор покоятся там, поэтому любые разговоры, связанные с подъемом парохода на поверхность, встречают на своем пути определенные сложности морального аспекта - СТОИТ ЛИ ТРЕВОЖИТЬ МОГИЛЫ?
Обновлено 05.08.2011