Новороссийское морское пароходство
Новороссийский порт

ПРОТОКОЛ ОПРОСА

"02" сентября 1986 г.

1. Фамилия, имя, отчество
СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
2. Год и место рождения 1962 г., г. Бийск, Алтайского края
3. Занимаемая должность вахтенный матрос п/х "Адмирал Нахимов" - с апреля 1986 г.
4. Стаж общетрудовой 2 года; На водном транспорте: а) 2 года б) матрос
5. Образование Среднее, Евпаторийская мор. школа - 1984 г.
6. Морское звание матрос I класса
7. № диплома, кем и когда выдан
8. Где находился в момент аварии на руле п/х "Адмирал Нахимов"
9. Адрес г. Бийск
10. Кто производил опрос Эксп. подкомиссия правительств. комиссии по рассл. столкновения п/х "Адмирал Нахимов" с т/х "Петр Васев"
11. Где производился опрос в Управлении Новороссийского морского пароходства

ОПРАШИВАЕМЫЙ ПОКАЗАЛ:

Вопрос:
Кто на мостике был кроме Вас?

Ответ:

Вахтенный помощник Чудновский А.Р., впередсмотрящий Вышаренко Ю.А. на правом крыле.

Вопрос: Что Вышаренко делал?
Ответ:

По выходу из порта на руле стоял ст. рулевой Середа И.Ф., прошли ворота, я заступил на руль, принял курс 1550 . Примерно 22 ч. 25 мин. Вышли на буи, на створе у буев был курс 1560. После буев курс капитан дал 1600. В этот момент КМ задал обороты, дал курс и  ушел с мостика. До этого он (капитан) получил сообщение, что к Дообу подходит судно "Петр Васев", но он не должен Вам мешать. Я его видел, до него было около 5-7 миль. Я на него брал пеленг. Я видел бортовой красный и 2 топовых четко. Сообщение поступило от Новороссийска-17.
В 23.00 штурман сказал мне сдать руль Вышаренко. Я вышел на правое крыло и внимательно посмотрел на судно. Штурман сказал, чтобы я поставил пеленг на это судно. Расстояние до него было около 5-7 миль. Продолжал его пеленговать. Обнаружил, что пеленг меняется влево. Видно, что судно идет на пересечку. Я доложил штурману: пеленг меняется влево, мы сближаемся. Штурман вызвал судно на связь. За 2 минуты пеленг изменился на 20. Связался с "Петром Васевым", спросил: "Ваш курс, ваши действия". Повторил раза четыре. Ему не отвечали. Я встал на руль, Вышаренко впередсмотрящим, курс принял 1600. От смены с руля и снова до заступления прошло 5-6 минут. Последовала команда лечь на курс 1550 и в это время вышел на связь "Петр Васев". Лечь на курс 1550 мне потребовалось  несколько секунд. Штурман "Петра Васева" сказал - идет курсом 360, скоростью 12,5 узлов. Наш вахтенный помощник спросил: "Вы можете нас пропустить, т.к. у нас на борту 1000 туристов и наш курс 1550?" Нет, он сказал 1600. Опять же возмутительно долгое молчание, потом вахтенный помощник "Петра Васева" сказал: "Идите!"
Наш спросил: "Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?" Опять же долгое молчание и ответ: "Да, можете идти". "Петр Васев" был впереди траверза. Штурман дает мне новый курс 1500. Не могу вспомнить сколько это все заняло времени.
Наш штурман снова вышел на связь. О чем они говорили не помню, кажется, чтобы "Петр Васев" сбавил обороты, или застопорить ход. И опять же наш штурман спросил: "Вы пропускаете нас?", но голос его был уже тревожный. И опять ответ: "Идите". Мне было видно, что мы сближаемся, судно уже близко, но опасности столкновения не было. Штурман дает указание лечь на курс 1400, что я и сделал. Я помню, что я не успел доложить, как штурман крикнул "Лево на борт". Александр Романович крикнул по УКВ "Петру Васеву": "Работать назад немедленно". Ответили: "Даем задний ход".
Видно было как бак "Петра Васева" идет на нас. Наше судно начало катиться влево и бак "Петра Васева" как-бы отошел от нашего бака, а удар произошел позади нашего мостика. Я успел переложить руль лево на борт после команды и тут же удар. Судно немедленно обесточилось, руль, телеграф, все отключилось.
И в этот момент забежал капитан, спросил: "Что случилось?" КМ приказал шлюпочная тревога.
Старпом прибежал, бросился к трансляции, ничего не работает, КМ дал команду голосом всем, кто был на мостике, приказал кричать шлюпочную тревогу. КМ дал команду "Лево на борт", я ответил - руль не работает, и в этот момент опять включился свет АДГ и секунды через 3 выключился. Включились и выключились приборы. Судно резко начало крениться. На мостике уже никого не было. Я вылез на левый борт крыла, где был капитан. Крне около 500. Он уже не мог стоять, а висел на планшире, но со стороны борта отдавал команды: "Всем от судна, от воронки, от взрыва". Я к нему добрался и спросил, что делать. Он сказал: "Немедленно покинуть судно". И я сполз в воду, т.к. вода уже подходила к крылу левого мостика.
Я обнаружил плот и по пути подобрал 2-х туристок женщин и там сидели. Через час нас поднял буксир. Хочу сказать, что "Петр Васев" шел по основной массе людей средним ходом. У него горело 2 красных огня. До столкновения у него этих огней не было. "Петр Васев" прошел по плотам, доскам и людям. Свет плотов был виден, а от жилетов нет. До "П. Васева" было 200 метров. РЛС был включен, но работу штурмана на нем не помню.

Опрос произвели: В.М. Удалов, В.М. Мельник, Г.Л. Попов, Е.М. Степанов, А.И. Петраков, Б.Г. Кучин, В.В. Козляков



Обновлено 02.09.2013