"01" сентября 1986 г.
1. Фамилия, имя, отчество |
МАРКОВ ВАДИМ ГЕОРГИЕВИЧ |
2. Год и место рождения | 1930 г., с. Рудницкое, Песчинский р-н, Винницкой обл. |
3. Занимаемая должность | Капитан п/х "Адмирал Нахимов" с октября 1984 г. |
4. Стаж общетрудовой | с 1954 г. На водном транспорте: а) с 1954 г. б) судоводитель в) с 1954 г. судоводитель |
5. Образование | ОВИМУ 1954 г. |
6. Морское звание | |
7. № диплома, кем и когда выдан | Капитан дальнего плавания |
8. Где находился в момент аварии | на мостике п/х "Адмирал Нахимов" |
9. Адрес | г. Одесса |
10. Кто производил опрос | Эксп. подкомиссия правительств. комиссии по рассл. столкновения п/х "Адмирал Нахимов" с т/х "Петр Васев" |
11. Где производился опрос | в Управлении Новороссийского морского пароходства |
ОПРАШИВАЕМЫЙ ПОКАЗАЛ:
Вопрос: | Чем отличается отход из Новороссийска от отхода из любого другого порта в части подготовки к рейсу? |
Ответ: | Ничем. На судне находился обычный экипаж, многие из которых долгое время работали на этом судне. Вахту нес 2-й помощник капитана Чудновский А.Р. Судно было полностью подготовлено на отход и для плавания в сложных навигационных условиях. Все механизмы и системы были проверены и находились в рабочем состоянии. Были приняты все меры безопасности. Еще раз повторяю, рейс ничем не отличался от обычного. Все навигационные приборы работали нормально. На отход на руле стоял старший рулевой, затем после прохода ограждения Пенайских банок рулевой Смирнов - опытный матрос. |
Вопрос: | Знал ли штурманский состав "Обязательные постановления по Новороссийскому торговому порту" и имелось ли оно на судне? |
Ответ: | Постановление на судне имелось, штурманский состав его знал. По выходу была установлена связь с "Новороссийск-17", который первоначально сообщил, что встречных судов нет. При повторной связи со станцией "Новороссийск-17" судну было сообщено, что в порт следует т/х "Петр Васев", которому дано указание пропустить п/х "Адмирал Нахимов", который будет следовать курсом 1600 и это потом дважды было подтверждено с т/х "Петр Васев". Связь со станцией "Новороссийск-17" осуществлял 2-й помощник Чудновский и докладывал мне. |
Вопрос: | Была ли связь у т/х "Петр Васев" с ПРДС? |
Ответ: |
Да, была |
Вопрос: |
Какая была скорость Вашего судна? |
Ответ: |
До буев ограждения Пенайских банок скорость судна была 6-7 узлов, после буев - до 10 узлов. |
Вопрос: | Есть предположение, что т/х "Петр Васев" работал машиной назад, давали ли Вы задний ход? |
Ответ: | Мы работали полным ходом вперед. Изменений в положении ручки телеграфа не было. |
Вопрос: | Покажите на карте место, где Вы сошли с мостика? |
Ответ: | Сошел с мостика через 2-4 минуты после прохода зеленого буя № 1 ограждения Пенайских банок. |
Вопрос: | Какая была скорость судна, когда Вы покидали мостик? |
Ответ: | Около 9 узлов. |
Вопрос: | Почему сошли с мостика? |
Ответ: | Я обычно после буев сходил с мостика. |
Вопрос: | Вели ли РЛ прокладку встречного судна? |
Ответ: | Нет, не вели. |
Вопрос: | Какие указания дали вахтенному помощнику и намеревались ли возвращаться на мостик? |
*Страница пропущена* | |
Ответ: | ... с ним а при отсутствии связи расходились бы по МППСС до полной безопасности: отвернуть вправо, лечь на циркуляцию. |
Вопрос: | Когда вы уходили с мостика, в каком положении наблюдались створные знаки? |
Ответ: | Судно лежало на линии створа, нижний створныей огонь был хорошо виден невооруженным глазом, верхний - в бинокль. |
Вопрос: | Когда был момент удара? |
Ответ: | Я услышал 3 коротких сигнала тифоном, поднялся на правое крыло мостика и сразу произошел удар. |
Вопрос: | Сколько прошло времени от удара до крена 450? |
Ответ: | Минуты 4 не более. С машинного отделения никаких докладов не поступало. Через 20 секунд после удара судно обесточилось, погасло все освещение. Радист не смог подать сигнал SOS. |
Вопрос: | Сколько считаете прошло времени от удара до погружения? |
Ответ: | Минут 7-8, не более. |
Вопрос: | Каких размеров на Ваш взгляд получили пробоину? |
Ответ: | Метров 9-10 по высоте и метров 8 по длине. |
Вопрос: | Вошел ли нос "Петра Васева" в Ваш корпус? |
Ответ: | Да. |
Вопрос: |
Район (место) удара? |
Ответ: |
В районе 100-110 шпангоутов. |
Вопрос: | Закрывались ли клинкетные двери водонепроницаемых переборок? |
Ответ: | Да, по разработанной схеме. |
Вопрос: | Давали ли команду покинуть судно, сыграли ли тревогу? |
Ответ: | Дал команду на руль, чтобы попытаться на инерции выброситься на мелководье. Рулевой ответил, что судно не слушает руля. Крен увеличивался. Подал команду голосом с репетованием: "Пассажирам и команде покинуть судно. Спустить все спасательные плоты и шлюпки". |
Вопрос: | Сколько спасательных плотов на судне? |
Ответ: | По 24 сасателдьных плота с каждого борта, но смогли спустить только 24 плота с левого борта и 8 плотов с правого борта, шлюпку № 2 с левого борта. Остальные спасательные средства из-за большого крена на ПБ спустить оказалось невозможным. |
Вопрос: | Кто руководил спуском шлюпки № 2? |
Ответ: | Спуском шлюпки № 2 и посадкой в нее людей руководил боцман. Сажали в нее только пассажиров. |
Вопрос: | Когда проводилась последняя шлюпочная тревога? |
Ответ: | В порту Сочи, с действительным спуском на воду шлюпок левого борта, а регулярно шлюпочные тревоги проводились еженедельно. |
Вопрос: | Ваша оценка подготовленности экипажа в действиях по "шлюпочной тревоге"? |
Ответ: | Только благодаря хорошей подготовленности экипажа сумели организовать быстрый спуск спасательных средств и спасания людей. |
Вопрос: | Вы лично как покинули борт судна? |
Ответ: | Находился на мостике до конца с рулевым и начальником радиостанции, пока не оказались вместе с судном в воде, а затем были выброшены на поверхность. |
Вопрос: | На Вас был жилет? |
Ответ: | К сожалению, нет. |
Вопрос: | Почему расхождение в данных по пассажирам? Вы дали цифру 872 в ЧМП и 878 в портнадзор Новороссийска? |
Ответ: | Разница за счет 6 руководителей круиза. |
Вопрос: | Сколько, Вы считаете, окончательно было на борту людей всего? |
Ответ: | 878 пассажиров вместе с 6 руководителями круиза, 346 членов экипажа и 4 члена семей, всего 1228 чел. |
Вопрос: | Кто остался в живых из начальников служб? |
Ответ: | Старший пассажирский помощник, начальник радиостанции, директор ресторана. |
Вопрос: | Вахтенный 2-й помощник Чудновский жив? |
Ответ: | Он раньше меня покинул судно. |
Вопрос: | Он был со спасательным жилетом? |
Ответ: | На мостике он был без спасательного жилета. |
Вопрос: | Что на Ваш взгляд было неправильным в действиях вахтенного помощника до столкновения? |
Ответ: | Все действовали правильно. |
Вопрос: | Какова причина столкновения? |
Ответ: | Невыполнение встречным судном указания ПРДС и собственного подтверждения уступить дорогу нашему судну. Если бы это им было им выполнено, то не было бы столкновения. |
Вопрос: | Слышали ли Вы подтверждение с т/х "Петр Васев", что он уступит Вам дорогу? На чем основывалась Ваша уверенность? |
Ответ: | На информации ПРДС, которую он нам дал дважды и собственной оценки обстановки. |
Вопрос: | Были ли разработаны на судне планы действий экипажа в экстремальных условиях? |
Ответ: | Да, были разработаны и отрабатывались. |
Вопрос: | Ваше самочувствие после всплытия? |
Ответ: | Помог вытащить на плот двух женщин, после чего меня самого в изнемождении подняли на плот. Но хватило сил приказать находившимся рядом друг с другом четырем плотам связаться и держаться вместе. Отмечаю опасных маневр т/х "Петр Васев", когда он, идя на спасение, прошел через место скопления людей на воде. |
Вопрос: | Вы видели как т/х "Петр Васев" проходил? |
Ответ: | Да, от нашего плота он прошел в метрах 15 |
Вопрос: | Время спуска шлюпки в обычных условиях? |
Ответ: | На тренировках до 2-х минут без посадки людей. |
Опрос произвели: В.М. Удалов, В.М. Мельник, Г.Л. Попов, Е.М. Степанов, А.И. Петраков, Б.Г. Кучин, В.В. Козляков