<<<<< История судна "Адмирал Нахимов"
пароход Берлин История Der Doppelschrauben-Personen- und Frachtdampfer

В этой главе рассказывается о замечательной истории парохода, который до присвоения ему имени "Адмирал Нахимов", назывался "BERLIN" .

(по книге Д.Т. Чапкиса "Гибель "Адмирала Нахимова")


...После первой мировой войны Германия почти полностью лишилась своего пассажирского флота. Несмотря на огромный научный потенциал, опыт, на создание новых судов у страны не было денег. Их пришлось просить в долг.
В начале 20-х годов деньги были получены и в 1922-27 г.г. было спроектировано и построено несколько средних по размерам лайнеров с простыми и надежными паровыми машинами, большим количеством дешевых кают на нижних палубах для перевозки эмигрантов из Европы в Америку и весьма приличными апартаментами для богатой публики на верхних палубах.
Построенные суда надежно связали Новый и Старый свет: они устраивали всех - и богатых и бедных. Популярнойсть лайнеров росла, а вместе с ней и прибыль судовладельцев. Один из них был назван в честь столицы Германии - "Берлином".
Постройкой судна занималась германская фирма "Bremer Vulkan", основанная под этим названием в 1895 году. Пароход "Берлин" строился в 1925 году в Лоббендорфе близ Вегезака.

пароход Берлин

П/х "Берлин" строился так называемым подетальным методом, при котором изготовленные в цехе детали доставляются на стапель, и там их них постепенно собираются конструкции будущего судна.

В 1925 году сварка немецкими корабелами еще не применялась, и корпус "Берлина" полностью клепанный. Листы корпуса перед клепкой надежно прижаты к набору болтами. Объем клепки огромен - сотни тысяч заклепок!

пароход Берлин

И вот, наконец, наступил момент спуска судна на воду - самый волнующий и ответственный момент в жизни судна. Убраны леса, окрашены по фирменым схемам подводная (в красный цвет) и надводная (в черный цвет) части корпуса, в головной части продольного стапеля , с которого "Берлину" суждено покинуть сушу, чтобы долгие десятилетия плавать в родной стихии, построена просторная трибуна для гостей. По углам трибуны - парадно- высокие флагштоки. Спуск судна на воду с продольного стапеля состоялся 24 марта 1925 года и прошел благополучно. 26 сентября 1925 года пароход "Берлин" (порт приписки Бремен) отправился в свой первый рейс из Бремерхафена на Нью-Йорк.. Поднимемся на борт парохода и заглянем внутрь судна. "Внутренняя архитектура" была создана под руководством профессора Пауля Людвига Трооста из Мюнхена.

Один из примеров высокохудожественного решения интерьеров судна является ресторан 1-го класса, который занимает всю ширину судна, а по высоте проходит через две палубы. Такой зал может оказать честь любому береговому зданию!

пароход Берлин

Курительные салоны, холлы, комнаты отдыха и другие общественные помещения спроектированы и построены с большим вкусом, панели отделаны ценными сортами дерева, мебель превосходна - по конструкции, по отделке, цвету, удобству - она поставлялась почтенной специализированной фирмой. Судно удовлетворяло самым высоким требованиям, предъявляемым к пассажирским судам, в то время; при его создании использоваолись самые современные достижения техники и производства.
"Берлин" стал олним из лучших лайнеров судоходной компании "Norddeutscher Lloyd", я вляясь в то же время прекрасным достижением немецкого судостроения.

П/х "Берлин" конкурировал с превосходными английскими атлантическими лайнерами, хотя его 12 тыс. л.с. и ход в 16,5 узлов никак не могли претендовать на "Голубую ленту Атлантики" - самый престижный приз в то время, присваивавшийся судам, которые устанавливали новые рекорды скорости прохождения через Атлантический океан. Судно ежегодно совершало по 12 рейсов между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Компания твердо придерживалась принципа: путешествие на судне, даже в третьем классе, должно быть удобным и приятным. Питание на судне всегда было превосходным. По этому показателю "Берлин" был, пожалуй, одним из лучших пассажирских судов в мире.


13 ноября 1928 года неподалеку от Нью-Йорка во время жестокого шторма утонул английский пассажирский пароход "Вестрис". Пароход "Берлин" был одним из ближайших от "Вестриса" судов и принял участие в спасательной операции. Из холодных вод Атлантики было поднято на "Берлин" 23 человека с погибшего судна. Руководил спасением людей капитан "Берлина" фон Тюлен, непосредственно в операции участвовали старший помощник Дэне и второй помощник Мати, которые по шторм-трапу поднимали на борт судна обессиливших людей.

пароход Берлин

К 1939 году, в связи с политической обстановкой, поток туристов и пассажиров в Европу резко уменьшился. "Балластный" пробег из Америки в Европу сделал эксплуатацию судна на этой линии невыгодным. Последний линейный рейс "Берлин" завершил летом 1938 года и пароход стали использовать как круизное судно. Хорошая репутация компании и самого судна, умелая реклама сделали свое дело: в круизных рейсах участвовали пассажиры из всех уголков Германии и 13 стран Европы. Цены билетов были вполне доступные, особенно для кают на нижних палубах,- 300-400 рейхсмарок; на верхних палубах цены поднимались от 600-700 марок до 1160 (лучшие каюты на прогулочной палубе). Круиз проболжался 19 суток с 11 заходами в порты и фиорды Шотландии, Исландии и Норвегии.

Капитаном парохода в то время был Фридрих Кроне, который был очень популярен на своем судне. Сами же круизы проходили весьма разнообразно. Согласно капитанской установке каждый пассажир на борту должен чувствовать себя, как дома, иметь возможность выбрать занятие по душе и остаться довольным рейсом. Отто Нахтигаль, 4-й помощник капитана с удовольствием вспоминает танцевальный вечер, который запомнился всем, особенно дамам... Веселая музыка звучала на палубах, в салонах, в каютах. У многих офицеров были музыкальные машины того времени - патефоны.

Два круизных рейса были т.н. "специализированными". Их девизом была фраза "Сила через радость" ("Kraft durch Freude"). В эти рейсы шли, в основном, отпускники - от 800 до 1000 человек. В первом рейсе - это были крестьяне Рейнсокй области, во втором- жители северных районов Германии.
... Никто на судне, конечно, не мог знать, что через несколько месяцев, 1 сентября 1939 года, нападением Германии на Польшу начнется Вторая мировая война, и "Берлину" в ней уже отведена своя роль.

пароход Берлин

Специалисты генерального штаба вермахта включили судно в состав первого эшелона, который должен был обеспечить победу третьего рейха над Польшей.

Однако, последующие события несколько изменили судьбу парохода...
...15 июля 1939 года п/х "Берлин" получил секретное задание командования военно-морских сил ("Kriegsmarine"). Только капитан Кроне и его старший помощник знали, что "Берлин" при любых обстоятельствах 17 июля 1939 года в 15 часов должен пришвартоваться в Восточной гавани Свинемюнде, чтобы доставить в Мемель (ныне Клайпеда) подразделение трудовой армии.
Утром 17 июля капитан Кроне вызвал на мостик старшего механика Линтельмана: "Господин Линтельман! Таким ходом мы не сможем прибыть в необходимый район. Мне нужен ход в 15,5 узлов, прошу Вас позаботиться об этом". Линтельман попал в переплет, о котором капитан Кроне не подозревал. С одной стороны, произошла утечка топлива в воду для судовых котлов, и по соображениям безопасности паровые машины должны были быть немедленно остановлены, с другой стороны, из-за престижа машинной команды старший механик приказал своим помощникам принять все меры предосторожности : "Я не мог просить капитана отменить или приостановить полученный приказ. В течение одного часа мы будем в гавани. Котлы должны выдержать".
17 июля, в 14.20, за 14 миль от Свинемюнде на судне раздался сильный взрыв. Фонтаны пара били через многочисленные отверстия, иллюминаторы , вениляционные каналы, грузовые люки. Взорвался котел трехметровой высоты. 17 человек в машинном отделении погибли, среди них и старший механик "Берлина" Линтельман.

С нижних палуб матросы спасались бегством от пара , перегретого до температуры 350 градусов. Десятки людей получили тяжелые ожоги. Многие пытались выброситься в море через иллюминаторы.
Старший механик за свое бесстрашие заплатил собственной жизнью.


пароход Берлин

Судно пережило это несчастье. Оно было отремонтировано в Гамбурге и переоборудовано под госпитальное судно. 12 сентября 1939 года "Берлин" взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению.

Во время войны п/х "Берлин" использовался как госпитальное судно вплоть до самого 1945 года. В 1945 году судно подорвалось на мине и затонуло на глубине 13 метров.

На этом этапе биографии парохода имеются несколько версий о затоплении парохода в 1945 году.

Из статьи Арнольда Рема, опубликованной в многотиражке судовладельца (14 октября 1970 г., № 239):

"Судьба "Берлина", госпитального судна в последней войне, была печальной. 31 января 1945 года во время хода во льду он подорвался на мине около Свинемюнде. Это событие было столь трагичным , как спустя 10 дней со "Штойденом". После взрыва вода стала поступать внутрь корпуса "Берлина", однако плавучесть он не потерял, хотя, разумеется жертвы на борту судна были (по другим источникам после первого взрыва на "Берлине" погиб один человек). Судно-спасатель и ледокол попытались взять его на буксир, но затем последовали новые взрывы мин, и судно получило смертельный удар.

"Берлин" утонул на глубине 13 метров (cудно лежало на ровном киле, главная палуба и надстройки находились под водой: из воспоминаний Отто Нахтигаля). Тяжелый шторм и ураганный юго-западный ветер вынудили команду покинуть судно".

Из статьи Герберта Бааша "Применение торговых судов в войне" ("Stalling", 1975): "

"Используясь в качестве госпитального судна для эвакуации раненых, "Берлин" в начале 1945 года подорвался на нескольких минах и утонул в районе Свинемюнде".

пароход Берлин

Из письма С.К. Гиппа, бывшего гидроакустика подводной лодки "Лембит" Д. Чапкису, декабрь 1988:

"В действительности "Берлин" в январе 1945 года подорвался на минном поле, поставленном на подходах к порту Свинемюнде Краснознаменной подводной лодкой "Лембит". Капитан "Берлина" сумел отвести поврежденное судно к берегу, где оно и затонуло..."

Из письма И.П. Громова Д.Чапкису:

"...Как "Берлин" я этот корабль хорошо знал. Он был затоплен в открытом море в семи милях от г. Свинемюнде. Затонул он не от одной торпедной пробоины,..а от двух торпедных пробоин и третья пробоина у него от мины.

1-я пробоина была от английского торпедоносца.
2-я пробоина от английской подводной лодки.
После этих двух пробоин он сошел с фарватера искать мелководье и нашел мину. Почему он и затонул на мелководье..."

Из письма Н.М. Тюрикова, водолаза 1-го класса Д. Чапкису:

"...Пароход-лайнер "Берлин" под большой охраной подошел к Либаве. Во внутренний порт не заходил из-за своих габаритов. Стоял и велась погрузка войск на морском рейде. После погрузки двинулся под усиленным конвоем в путь, наши торпедные катера стояли на "товсь". Как только было дело удачи - выскочили из укрытий и пошли в атаку, полную риска. В море был туман и не штормило. Атака была удачная, п/х "Берлин" получил торпедную пробоину в носовую часть левого борта, пробоина была огромная 17х9 м, затонула носовая часть - получился дифферент на нос, но все же, под своим ходом, подавая SOS вэфир, шел на запад. За живучесть его боролись корабли охранения и шведские спасатели: снимали людей и все, что могли.
Роковой час настал для него в Померанской (ныне Поморской) бухте Балтийского моря на траверзе порта Свинемюнде. Подорвавшись на своем минном поле, "Берлин" получил пробоину 6х8 м и затонул (все пробоины были с левого борта).
...Снарядами с левого борта была разбита грузовая лебедка, разбитые шестеренки валялись на палубе, и второй снаряд разрушил у основания вторую трубу. Крен его был 5* на правый борт. Дифферента не имел.

Глубина была до 18 метров... Пробоины в корпусе были большие, с рваными, искореженными краями. Перед тем, как снять шаблоны с пробоин, нам, водолазам, пришлось обрезать неровности подводной электросваркой. Швов клепанных разошедшихся нигде не было. Корпус был очень крепким, набор корпуса был крепким и хорошим.


...В основном, вся судоподъемная комманда - водолазы, мотористы, такелажники, строевые матросы - жили на лайнере, занимали каюты на шлюпочной палубе и прогулочной. Продукты и горючее завозились трофейными судами, которые стали нашими после войны".

пароход Берлин

Генеральная откачка была в декабре 1946 года, после подъема мы должны были вести его в Англию, г. Ливерпуль, в его доке произвести корпусные работы, т.е. заделать пробоины основательно и после снова в Германию за счет репарации отремонтировать как следует, что и было сделано впоследствии.
Взрыв страшной силы произошел на судне в ночь на 1947 год. К счастью, никто не пострадал...

Продолжение следует...



COM_CONTENT_LAST_UPDATED