Гостевая книга
Версии были разные, но сходились в одном в основном вину возлагали на капитана сухогруза, который, решив сделать "красивый" маневр, доверял приборам, а не собственным глазам. Капитан Ткаченко признал свою вину "Основная причина в том, что я согласился уступить дорогу пароходу, но свое обязательство не выполнил".
В связи с этим стоит сказать, что, по свидетельству специалистов, техника, которой был оснащен "Петр Васев", хоть и была современной, по показаниям отличалась от привычной.
Многие флотские специалисты сомневались в официальных версиях. Суд, а до него и следствие, оставили без исследования ключевой, по мнению многих экспертов, факт, отмечает газета "Труд" в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано.
До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал "Нахимовым", в 2 мили. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.
Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул свою гипотезу "Столкновение, как известно, произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Случалось, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели".
Выяснилось, что с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября, а потом все пришло в норму.
Проанализировав эти факты, ученый пришел к выводу, что на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, за сотни и тысячи миль через искусственный спутник Земли. А, может, через разведывательные системы типа "АВАКС", которые оборудованы специальными микропроцессорами и могут работать с любым радаром так, чтобы на его экране появлялись ложные цели и исчезали истинные.
Кстати, до трагедии в Цемесской бухте на теплоходах "Герои Севастополя", "Бургас" и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В четырех случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.
По мнению Чуева, кораблекрушение под Новороссийском вполне могло стать результатом применения микроволнового оружия через спутник.
Профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Специалист по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф - в воздухе, на земле, под водой. Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели "Нахимова" произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Не этим ли объясняется неадекватное поведение капитана Ткаченко ведь для совершения маневра "последнего момента" (например, отворота "Васева" вправо от принятого курса) требовалось всего полторы минуты.
Тем не менее, такой лайнер как "Адмирал Нахимов" даже в такой ситуации мог терпеть крушение в течение часа как минимум - за это время могли спасти людей. Он же пошел ко дну с невероятной скоростью. Причиной этому - несоблюдение ряда правил. Во-первых, по советским правилам морской безопасности "Нахимов" имел право брать на борт не более 600 пассажиров. О том, что он регулярно перевозил по 900 туристов, в Черноморском пароходстве знали, но в погоне за "планом" - так в СССР тогда называли прибыль - закрывали на это глаза, отмечает АиФ.
Кроме этого, иллюминаторы на нижних палубах во время крушения были открыты - это ускорило попадание воды. Дело в том, что вентиляция внизу не была предусмотрена, так как корабль предназначался для перевоза заключенных, а не для круизов.
Еще один момент когда конструкторы проектируют пассажирское судно, они обязательно делят его на водонепроницаемые отсеки, с расчетом, что если будет затоплено два отсека, транспорт должен оставаться на плаву. На "Адмирале Нахимове" в этой катастрофе были затоплены сразу два смежных отсека удар "Петра Васева" роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека.
Эксперты вспоминают, что еще 8 июля 1986 года, почти за два месяца до катастрофы, пароходство составило акт к дальнейшему использованию пароход не пригоден, даже учитывая, что срок службы был определен до 30 ноября.
Кому это могло быть нужно? Александр Трусов, служивший тогда в погранвойсках КГБ, предполагает, что микроволновое оружие могло быть применено для ликвидации крупного чина КГБ своими же соратниками.
В ту ночь действительно погиб начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов со своей семьей. В связи в этим вспоминается известный момент - отойдя от причала, корабль задержался из-за опоздавшего пассажира, который по парадному трапу прошел на борт. Этим пассажиром и был Крикунов.
Балкер Петр Васев переименован в Подольск, после развала Советского Союза продан за рубеж, где получил новое название Langeron (ходил под камбоджийским флагом). Сегодня балкер носит имя Myroessa и, случается, заходит в Новороссийск...
...Сейчас у мыса Дооб поставлен памятник погибшим четыре металлические бочки ограждают могилу Адмирала Нахимова. Каждый год 31 августа в море выходит катер, с которого на воду опускают венок, а проходящие мимо суда приспускают флаги и протяжным гудком поминают погибших...
Члены комиссии расположились на седьмом этаже управления Новороссийского пароходства. Алиев сразу же заявил Сколько человек погибло, столько я и посажу!. Немедленно от своих должностей было отстранено все руководство ЧМП во главе с начальником (бывшим заместителем министра морского флота) Станиславом Лукьянченко, при котором пароходство процветало. Был снят его заместитель по безопасности мореплавания Герой Социалистического Труда Анатолий Третьяк. Сняли даже вновь назначенного начальника управления пассажирского флота ЧМП, капитана дальнего плавания Валентина Сидорова, еще и не сидевшего в начальничьем кресле он после рейса был в отпуске и не успел приступить к своим обязанностям. Снимали с постов людей, вообще никоим образом не причастных к гибели Адмирала Нахимова. Власть проявляла ретивость...
А в Новороссийске обстановка все накалялась. Людей в морской форме останавливали на улицах оскорбляли, называли убийцами. По городу поползли слухи, что водолазы снимают с утонувших драгоценности, забирают из сумок деньги.
В местной прессе сообщалось о будто бы полной непригодности Нахимова к плаванию, печатались интервью со специалистами, различными знатоками морского дела. Печаталось все, кроме истинных обстоятельств. Масла в огонь общественного мнения подливала правительственная комиссия, обещавшая наказать всех и вся.
Суд признал обоих капитанов виновными и осудил к 15 годам заключения.
Через три месяца после катастрофы М.Ландер встретился с упомянутыми выше капитаном Гончаровым и бывшим заместителем начальника ЧМП Третьяком. Он показал им свои записи, которые вел во время спасательных работ в Новороссийске.
На самом деле прибор на Петре Васеве не врал, капитан его неправильно применил! По своей конструкции Васев балкер с кормовой надстройкой, его приборы находились на мостике и, следовательно, все показания были указаны относительно мостика, но ведь впереди еще корпус длиной в стадион! Вот эту длину и не учел капитан Ткаченко. Третьяк и Гончаров в один голос воскликнули, когда Ландер рассказал им о своих сомнениях А ведь ты прав!.
Гордость...и Печаль.
245
сообщений в книге