Рейсы памяти - 2012
Рейсы памяти, фото, видео
благотворительный фонд "Нахимовец"
C 2006 г. директор - Рождественская Наталия Николаевна
моб. тел. +38 (067) 801-89-81
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рейс памяти и скорби, 2012 год. 26-я годовщина.
Директор Благотворительного фонда «Нахимовец» Наталия Рождественская:
«Для памяти нет «неюбилейных» дат»
Белый автобус мчится по горному серпантину на фоне темно-зеленых склонов, покрытых низкорослыми соснами и дубками. Далеко внизу сверкает в лучах яркого предосеннего солнца бирюзовая гладь бухты, на берегу которой раскинулся большой современный город с россыпью высотных зданий. Это Новороссийск. Именно сюда направляются пассажиры автобуса с табличкой на лобовом окне, гласящей: «Рейс памяти погибших на пароходе «Адмирал Нахимов». Они собрались, чтобы отметить 26-ю годовщину гибели своих близких в катастрофе, которая унесла жизни 423 человек. А некоторые из участников рейса приезжают сюда уже в 27-й раз. Впервые они побывали в Новороссийске, услышав о крушении «Адмирала «Нахимова» и узнав о том, что их родных в числе 836 спасенных нет…
Среди сотен убитых горем людей, съехавшихся из разных уголков Советского Союза в те страшные сентябрьские дни 1986 года, была и одесситка Галина Андриевская, дочь погибшей в катастрофе Валентины Пархоменко. Вместе с ними она изо дня в день приходила на 15-й причал новороссийского порта, куда доставляли тела поднятых из моря жертв кораблекрушения. Пережитое там врезалось в ее память на всю жизнь. И эту память о всенародной трагедии Галина Андриевская решила сохранить для следующих поколений. Она создала Благотворительный фонд «Нахимовец», который ежегодно организует поездки в Новороссийск для родственников погибших в этой катастрофе. Даже тяжело заболев, она до последней минуты жизни заботилась о подготовке к очередной годовщине. Теперь это благородное дело продолжает ее дочь Наталия Рождественская.
…Участники рейса памяти скорбной колонной проходят по набережной к причалу, неся в руках траурные венки и букеты живых цветов. Здесь и убеленные сединами родители, потерявшие своих детей – Зиновий Лютый из Львова, Галина Кушнирук из Луцка, Леся Кополовец из Киева, Луиза Илюхина из Санкт-Петербурга, и сестры погибших – москвичка Лариса Кузьма, одесситка Лилия Цибулевская, волынчанка Алла Юречко, и дети, оставшиеся сиротами – Оксана Волкова и Евгений Поляков из Краматорска. У причала их ожидает пассажирский катер «Геленджик», чтобы доставить к тому месту напротив мыса Дооб, где круизный лайнер «Адмирал Нахимов» в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васёв» затонул за 8 минут в ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года. Об аренде катера позаботился давний друг и меценат фонда «Нахимовец» новороссиец Андрей Леонов.
Вместе с участниками рейса памяти я прохожу на борт катера и занимаю место на открытой палубе у левого борта. Напротив меня сидят две подруги – Алла Павлик из Кременчуга и Ирина Базыляк из Львова. Они подружились еще в 1986 году, вместе работая на «Адмирале Нахимове». По мере того, как катер удаляется от берега, их обеих все больше охватывает волнение и тревожат тяжелые воспоминания.
- Пароход вышел из Новороссийска в 22.00, точно по расписанию, - говорит Алла Павлик, работавшая тогда администратором пассажирской службы. - Я быстро управилась со своими обязанностями по приему, расселению и регистрации немногочисленных новоприбывших пассажиров. Ведь основную массу путешествующих на «Адмирале Нахимове» составляли туристы, совершавшие круиз из Одессы в Батуми и обратно, с заходом в Ялту, Новороссийск и Сочи. Около 11 часов вечера я легла спать, а проснувшись через некоторое время, не сразу поняла, что произошло. В каюте и коридорах было темно, а судно накренилось так сильно, что выбираться пришлось буквально ползком. Людей в нашем носовом отсеке, где жили члены экипажа, уже почти не было, все покинули тонущий пароход. Пробирались наверх мы вдвоем со старшей бортпроводницей Валентиной Степановой. К счастью, нам обеим удалось спастись. Но я до сих пор с ужасом вспоминаю, как мы захлебывались в морской воде, смешанной с разлившимися по поверхности мазутом и масляной краской. Потом, на берегу, пришлось долго отмывать от них кожу и волосы…
Алла машинально проводит рукой по своим пышным, вьющимся от природы кудрям и взволнованно замолкает. Своими воспоминаниями о трагедии делится также Ирина Базыляк:
- В том рейсе я исполняла обязанности директора ресторана, ушедшего в отпуск. Мы со старшей официанткой Верой Федорчук заканчивали последние приготовления к завтрашнему приему посетителей, как вдруг почувствовали удар, от которого содрогнулось судно и зазвенела посуда на столах. Почти сразу погас свет, но вскоре загорелось аварийное освещение. Мы вышли в вестибюль второго класса и поднялись на открытую палубу правого борта в кормовой части судна. Неподалеку виднелся темный силуэт какого-то огромного судна. Глянув вниз, я увидела большую воронку, и сразу поняла, что это забортная вода вливается в корпус нашего парохода через пробоину. Я сказала Вере, что сейчас нам понадобятся спасательные жилеты. Она уже хотела идти за ними вниз, в свою каюту, но я повела ее к себе, наверх. Едва найдя жилет в темноте, я надела его на Веру, помогла ей завязать на нем тесемки. Помню, еще предложила ей свою теплую кофту, так как к ночи заметно похолодало. Она не стала снимать жилет, чтобы надеть кофту, а накинула ее сверху. Мы снова вышли на открытую палубу и там потеряли друг друга в толпе охваченных паникой людей. Больше я не видела Веру живой. Когда ее нашли водолазы в корпусе затонувшего парохода, она была без жилета. Очевидно, отдала его кому-то из пассажиров, не умеющих плавать, а сама пошла в каюту или кладовую за другими жилетами. В ее руке была зажата связка ключей…
По щекам Ирины текут слезы, но она продолжает свой рассказ:
- Когда я выбралась на открытую палубу кормовой части судна, пароход уже лежал на правом борту, погрузившись в воду по мачту. Люди срывались с 10-метровой высоты, а сверху на них падали ящики, скамейки и другие незакрепленные предметы. Я почувствовала что лечу вниз, но старалась замедлить падение и держаться под прикрытием выступающих частей палубы, а оказавшись в воде, поплыла как можно дальше от места крушения, чтобы не попасть в воронку. Но здесь уцелевших поджидала новая опасность: прямо на нас шел сухогруз. Мне удалось оттолкнуться руками от его борта и отплыть, но многие на моих глазах пострадали от «Петра Васёва» вторично…
Тем временем наш катер покидает пределы Цемесской бухты и останавливается на месте катастрофы, где под 47-метровой толщей воды покоится «Адмирал Нахимов», который стал братской могилой для 65 человек, оставшихся здесь навечно. Священник отец Александр проводит поминальное богослужение. Затем со словами искреннего соболезнования к родственникам погибших обращается консул Украины в Ростове-на-Дону Александр Сергеевич Арсенюк. По традиции, на воду опускают венок из сосновых ветвей и алых гвоздик; вслед за ним с борта катера летят живые цветы – розы, гладиолусы, астры. А Оксана Волкова бросает «чорнобривці», которые так любила ее мама, нашедшая свой последний приют под этими волнами.
- В прошлом году мы так же отметили «круглую» дату – четверть века со дня трагедии, - говорит директор Благотворительного фонда «Нахимовец» Наталия Рождественская. - Но для памяти нет юбилейных и неюбилейных дат. Память о погибших и боль утраты живет в наших сердцах независимо от годовщин – ежедневно и ежечасно. Поэтому наш фонд будет делать все возможное, чтобы рейс памяти и скорби состоялся и в следующем году, и на протяжении еще многих лет. А когда не сможем приезжать мы, пусть сюда приедут наши дети и внуки. Люди должны помнить о трагедии «Адмирала Нахимова». И не допускать, чтобы подобное когда-либо повторилось.
Ирина Кулишкина
Одесса - Новороссийск
Другие рейсы:
- Рейс памяти 1987
- Рейс памяти 2000
- Рейс памяти 2004
- Рейс памяти 2005
- Рейс памяти 2006
- Рейс памяти 2007
- Рейс памяти 2008
- Рейс памяти 2009
- Рейс памяти 2010
- Рейс памяти 2011
- Рейс памяти 2013
- Акция памяти 2015
- Акция памяти 2016
Обновлено 31.07.2023