31 августа 1986 года при выходе из Новороссийской бухты пароход "Адмирал Нахимов" столкнулся с балкером "Петр Васёв" и затонул через 7-8 минут.
Место катастрофы: Цемесская бухта, в 7 милях от порта Новороссийск, в 2,2 милях от ближайшего берега (мыс Дооб)
Время крушения: 23:12-23:20 31.08.1986 г.
Столкнувшиеся суда:
п/х "Адмирал Нахимов", 1925 г. постройки (Германия) Флаг - СССР Порт приписки - Одесса Регистровый номер М-20781 ИМО - 5002986 Судовладелец - Черноморское морское пароходство, СССР Фрахтователь - Украинский республиканский совет по туризму, СССР Длина 174 м Ширина 21м Осадка 9 м Название судна / годы / флаг / судовладелец: "BERLIN" / 1925 - 1939 / Германия / Norddeutscher Lloyd "BERLIN" / 1939 - 1946 / ВМФ Германия / Kriegsmarine - госпитальное судно "АДМИРАЛ НАХИМОВ" / 1946 - 1986 / СССР / ЧМП |
т/х "Петр Васев", 1981 г. постройки (Япония) Списан 24.09.2012, разделан на металлолом в Бангладеш. |
Круизный рейс с 29 августа по 05 сентября 1986 г.(официальные данные):
Количество пассажиров на борту парохода "Адмирал Нахимов" по списку: 897 чел.
Основной экипаж парохода "Адмирал Нахимов": 276 чел.
Практиканты ОВИМУ: 13 чел.
Практиканты ОМУ: 1 чел.
Практиканты ОМШ: 48 чел.
Руководитель практики ОМШ: 1 чел.
Сопровождающий сотрудник милиции: 1 чел.
Родственники членов экипажа: 6 чел.
Всего членов экипажа: 346 чел.
Всего людей на борту по судовой роли и списку пассажиров: 1243 чел.(общее количество спасенных и погибших составляет 1259 чел.. Фактически на борту находилось намного больше людей)
Всего спасено людей по береговым учетным спискам: 836 чел.
Официальное количество погибших:
Пассажиры: 359 чел.
Экипаж:
- штатный экипаж: 53 чел.
- практиканты: 6 чел.
- руководитель практики: 1 чел.
- киоскер "Союзпечати": 1 чел.
- киномеханик "Кинопроката": 1 чел. - члены семей экипажа: 2 чел.
Всего погибло членов экипажа: 64 чел.
Общее официальное число погибших: 423 чел.(по неофициальным данным число погибших более 500 человек)
Из них: 79 чел. снято с поверхности воды;
279 чел. найдено в корпусе затонувшего судна и поднятых с грунта;
67 тел не найдено (из них: пассажиров - 53 чел., членов экипажа - 14 чел.).
Спасательная операция:
Руководители:
Г.Л. Попов - капитан порта Новороссийск
А.Н. Каминский - зам. капитана порта Новороссийск
Спасательная операция и поисковые работы осуществлялись: судами Новороссийского портофлота, ВМБ "Новороссийск", п/п Геленджика, п. Керчь, п. Иличевск, п.Одесса, а также судами на рейде и экипажем т/х "Петр Васев".
Историческая справка
Первоначальное название судна - BERLIN (III) (порт приписки - Бремен. Судовладелец - Norddeutscher Lloyd). Дата постройки - 17 сентября 1925 года. Строитель - фирма "Bremer Vulkan" (Лоббендорф) Первый рейс с пассажирами осуществил 26 сентября 1925 года по маршруту Бремерхафен - Нью Йорк.
s.s. "Berlin" принимал участие в спасении людей во время кораблекрушения п/х "Вестрис" в Атлантическом океане в ноябре 1928 года.
С сентября 1939 года - в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна.
31 января 1945 года в результате подрыва на мине затонул на глубине 13 метров в устье реки Свине. Передан Советскому Союзу в 1946 году в счет военных репараций и переименован в "Адмирал Нахимов". После ремонта в ГДР с 1949 по 1957 гг. передан на баланс Черноморскому морскому пароходству (г. Одесса). С 1957 года п/х "Адмирал Нахимов" совершал круизы с советскими туристам вдоль берегов Черного моря под командовнием капитана Н.А. Соболева. Участвовал в перевозке военных на Кубу в период Карибского кризиса 1962 года.Совершал рейсы с кубинскими военными в Эфиопию в 1978 году, с паломникаи из Алжира в Гавану в июле 1978 г. В 1977 году экипаж парохода "Адмирал Нахимов" во главе со своим бессменным капитаном отметил 20-летие безаварийного плавания. Однако, на самом деле судно не отвечало требовниям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания, поэтому дальнейшая его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса-Ялта-Новороссийск-Сочи-Сухуми-Батуми.Регистровые документы судна на годность к плаванию продлялись из года в год. Так было и летом 1986 года, когда руководство Черноморского пароходства как всегда его выпустило в рейс с более 1000 человек на борту.
Этот круиз оказался для парохода последним. Отправившись 29 августа 1986 г. из Одесского порта, пароходу уже никогда не суждено было вернуться обратно...
Благодарности
Первичные материалы для сайта были созданы в 1997 году, благодаря книге Д.Т. Чапкиса (1930-2009) "Гибель "Адмирала Нахимова" (Ростов-на-Дону, 1995). |
На сайте использованы материалы из газетных и журнальных публикаций, начиная с 1986 г.
Выражаю благодарность за представленные материалы и за помощь в создании сайта:
Г. Андриевской, 2004-2005 - бывшему директору благотворительного фонда "Нахимовец"
Н. Рождественской, 2005-2013 - директору благотворительного фонда "Нахимовец"
Ф. Лебедеву, 2007 - кинорежиссер (Киев, Украина)
О. Барковской, 2001 - режиссер, теле-радиоведущая (Москва, Россия)
Д. Волкову, 2001 - оператор подводных съемок
С. Гуренко
Е. Рожанскому, 1998 - теле-радиоведущий (Новороссийск, Россия)
А. Алешину
А. Широкову, 1998 - автор сайта "КПП "Титаник" (Москва, россия)
В. Гвоздеву
З. Марчук, бортпроводник п/х "Адмирал Нахимов" (Одесса, Украина)
Т. Жорняк, бортпроводник п/х "Адмирал Нахимов" (Одесса, Украина)
Р. Хальфину
А. Таламанову, автор книги "Курс на дно" (Новороссийск. Россия)
Использованы материалы документальных фильмов "Русский Титаник" (автор О. Барковская, 2001), "Гибель "Адмирала Нахимова" (автор А.Габнис, 2001), "Сны "Адмирала Нахимова" (производство АННПО "Подводные Экспедиции", 2005 г.), фотоматериалы из документального фильма "Курсом поиска" (автор Е. Рожанский, 1997), материалы подводных съемок Д.Волкова (2001).
Идея интерактивных схем палуб парохода в разделе П/х "Адмирал Нахимов" заимствована на сайте "К.П.П. "Титаник" (в настоящее время не существует), автор Алексей Широков.
Рассказы людей в разделе Свидетельства очевидцев из книг Н.Черкашина "Последний рейс "Нахимова" (М., 1988), Н. Коптюха "Немецкий "Берлин" - советский "Адмирал Нахимов" (Ставрополь, 2005)
Обновлено 31.05.2021